Учет инвентаря

На многих предприятиях, особенно крупных промышленных, инвентарь исчисляется десятками тысяч наименований. При этом не всегда можно получить вовремя, а главное точную информацию об учете инвентаря. А между тем этот вопрос является неотъемлемой частью учета и контроля на предприятии.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности составляют оборотные средства предприятия. В эту группу включается имущество, отвечающее одному из следующих критериев:

  • срок службы не более одного года;
  • предметы стоимостью до пятидесятикратного размера минимальной заработной платы (на момент приобретения) за единицу (комплект) независимо от срока службы.

Руководитель имеет право установить на отчетный год меньший предел стоимости предметов для их учета в составе инвентаря и хозяйственных принадлежностей.

Независимо от срока службы и стоимости в состав инвентаря и хозяйственных принадлежностей включается:

  • специальные инструменты и приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа);
  • специальная и санитарная одежда, специальная обувь;
  • постельные принадлежности;
  • канцелярские принадлежности (калькуляторы, настольные приборы и т.д.);
  • кухонный и столовый инвентарь, а также столовое белье;
  • временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ;
  • сменное оборудование сроком эксплуатации менее одного года;
  • орудия лова (тралы, неводы, сети, снасти, мережи и т.п.).

Инвентарь и хозяйственные принадлежности считаются находящимися в эксплуатации с момента их отпуска со склада организации (подразделения) для нужд производства (под отчет материально ответственным лицам, непосредственно на рабочее место и т. п.). Как на складах, так и в эксплуатации они должны закрепляться за лицами, ответственными за их сохранность. Материальная ответственность за необеспечение сохранности данного вида имущества определяется в соответствии с действующим законодательством и утвержденным в организации порядком.

Инвентаризация материально-производственных запасов проводится в целях проверки и документального подтверждения их наличия, состояния и оценки. В обязательном порядке ее осуществляют перед составлением годового отчета, при смене материально ответственных лиц, при фактах хищения, порче имущества и в некоторых других случаях. Инвентаризация проводится комиссией, назначенной приказом (письменным распоряжением) руководителя организации.

В целях улучшения обеспечения сохранности следует производить маркировку спецодежды, спецобуви, предохранительных приспособлений, производственного и хозяйственного инвентаря, постельных принадлежностей, столовой посуды и столовых принадлежностей и других предметов до отпуска в эксплуатацию. Маркировка должна содержать наименование или символ организации. Ее делают различнымиспособами - краской (устойчивой к стиранию и химическим воздействиям), клеймением, насечкой, прикреплением жетона и т.п.

Учет инвентаря должен обеспечить точное и правильное отражение наличия предметов по номенклатурным номерам и лицам, ответственным за их сохранность. Новые их поступления, перемещения от одного ответственного лица к другому или за пределы данного подразделения, а также изменение их рабочего состояния вследствие перехода из запаса в эксплуатацию и обратно, ликвидация, порча и т.п. должны своевременно оформляться соответствующими документами и получать отражение в учете.

Учет инструментов и приспособлений, изготовленных из драгоценных металлов и алмазов или содержащих их, осуществляется согласно правилам, изложенным в специальных инструкциях Министерства финансов Российской Федерации.

Инструменты и приспособления общего назначения отпускаются со склада по установленным лимитам (нормам) отпуска инструментов.
Операции по получению инструментов и приспособлений со склада, сдаче негодных, изношенных инструментов и по возврату их на склад оформляются первичными документами. Оформление операций по движению инструментов и приспособлений первичными документами осуществляется в следующем порядке:

  • получение инструментов и приспособлений со склада - выпиской накладных или лимитно-заборных ведомостей (карт);
  • возврат инструментов и приспособлений на склад - составлением накладных или записями в лимитно-заборных ведомостях (картах);
  • сдача негодных, изношенных инструментов и приспособлений в виде лома, утиля - накладными.

Первичная выдача инструментов и приспособлений на рабочие места производится на основании накладной или лимитно-заборной карты и оформляется в лицевых карточках, открываемых в одном экземпляре на каждого наладчика или рабочего - получателя инструмента. В лицевой карточке работник расписывается за полученный инструмент.

Последующие выдачи из кладовой годного инструмента взамен нормально изношенного (штука на штуку) документами не оформляются.
Взамен негодного инструмента годный выдается только при предъявлении акта выбытия.

Списание материалов со счетов их учета осуществляется в следующих случаях:

  • пришедшие в негодность по истечении сроков хранения (использования);
  • морально устаревшие;
  • при выявлении недостач, излишков, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий, неучтенных материалов.

Акт на списание инвентаря и хозяйственных принадлежностей по форме №М-39п применяется для оформления списания морально устаревших, изношенных и негодных для дальнейшего использования спецодежды, спецобуви, предохранительных приспособлений, других предметов длительного пользования и сдачи их в кладовую для утиля. Данный акт на списание составляется в одном экземпляре комиссией по списанию материалов, назначенной распоряжением по подразделению. После сдачи списанных предметов в кладовую для утиля акт с подписью кладовщика сдается в ЦБ.

На разные виды инвентаря и хозяйственных принадлежностей акты на списание составляются отдельно.