Ремонт и обслуживание оборудования

С каждым днем проблеме управления ремонтом и обслуживанием оборудования уделяют все больше внимания. Любой руководитель понимает, что своевременное обслуживание оборудования позволит предотвратить срывы производства, потерю клиентов, избежать аварий. Бесперебойная работа оборудования существенно влияет на прибыль. Оптимальные решения в вопросах ремонта и обслуживания оборудования создают отлаженный механизм в системе управления.

Владелец процесса создания продукции определяет, какое оборудование (по его паспортным характеристикам) ему необходимо. Задача службы ремонта и обслуживания оборудования - обеспечить работоспособность указанного оборудования в соответствии с паспортными характеристиками. Решением могут быть следующие мероприятия:

  • Разработка методик и проведение аттестации каждой единицы оборудования, участвующей в создании продукции на соответствие паспортным характеристикам.
  • Оформление актов испытания каждой единицы оборудования.
  • Оформление заключения по результатам испытания.
  • Оформление разрешения на ввод в эксплуатацию.
  • Разработка структуры ремонтного цикла каждой единицы оборудования с определением трудоемкости для каждого вида планового ремонта в соответствии с категорией ремонтной сложности оборудования.

На этой основе составляются графики: «Межремонтное обслуживание оборудования» и «Плановые ремонты оборудования». Полезным может оказаться журнал «Межремонтное обслуживание оборудования», в котором отражается: время остановки и запуска оборудования, причины остановки, характер выполненных работ при проведении осмотров оборудования и аварийных остановках.

Эти данные могут послужить основой анализа отказов, учета времени простоев оборудования, очередности потребности запасных частей, прогнозированию возникновения неисправностей, определению времени наработки на отказ узлов оборудования. По результатам этого анализа должны быть внедрены мероприятия по устранению и предотвращению возникновения сбоев и аварийных ситуаций работы оборудования.

На каждой единице оборудования полезно прикреплять табличку (бирку) с указанием степени готовности станка («исправен», «не исправен»), модели станка, инвентарного номера, вида выполняемого ремонта - для исключения использования неисправного оборудования.

Осуществление плановых ремонтов и обслуживание оборудования требует наличия соответствующего компетентного персонала, обладающего навыками и опытом выполнения работ по ремонту и обслуживанию оборудования. Руководителем подразделения должны быть определены требования к образованию, подготовке, навыкам и опыту персонала, которые отражаются в должностных инструкциях.

Для повышения эффективности процесса необходимо проводить постоянное повышение квалификации персонала за счет внутреннего и внешнего обучения, с последующим контролем применения полученных знаний. Полезную роль может сыграть периодическая аттестация с балльной системой оценки и пересмотром заработной платы по ее результатам. С ростом квалификации и опыта персонала сокращается время на поиск неисправностей, уменьшается риск принятия неправильного решения, что приводит к снижению непроизводительных расходов и сокращению времени простоев оборудования.

Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонта оборудования

Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования включает две составляющие:

  • Планирование объектов и объемов работ (натуральные показатели);
  • Планирование затрат на техническое обслуживание и ремонт.

Классически применяется два подхода к планированию объектов и объемов работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования:

  • Система планово-предупредительного ремонта;
  • Ремонт по техническому состоянию.

Принципиальное отличие указанных подходов заключается в том, что является основанием для определения объекта, сроков и объемов работ.

В системе планово-предупредительного ремонта таким основанием является наработка оборудования, а при ремонте по техническому состоянию – фактическое состояние оборудования (за исключением работ техническому обслуживанию). Работы по техническому обслуживанию в любом случае планируются в соответствии с нормативно-технической документации.

В рамках скользящего планирования были выделены следующие временные гоизонты:

  • Среднесрочный. На среднесрочном горизонте планируются показатели на плановый и прогнозный год;
  • Красткосрочный. На краткосрочном горизонте планируются показатели на прогнозный, проектный и плановый месяц.

Планирование на среднесрочном горизонте осуществляется на плановый и прогнозный год. Структура показателей и основания для планирования представлены в данной таблице:

Необходимо отметить, что в разработанной схеме критическим фактором ее эффективности является наличие организационно-технологической документации по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. В первую очередь это типовые дефектные ведомости и технологические карты производства работ. Типовые дефектные ведомости и технологические карты являются инструментом, позволяющим в условиях недостатка фактической информации о техническом состоянии оборудования с приемлемым уровнем точности планировать структуру и объемы работ по ремонтам оборудования. Это связано с тем, что порядка 70-80% видов и объемов работ от ремонта к ремонту остаются неизменными.

Типовые дефектные ведомости формируются на технологические объекты в целом, а технологические карты — на отдельные единицы оборудования. В них содержится информация о структуре и объемах работ, а также потребность в основных видах ресурсов (материалы и запасные части, машины и механизмы, людские ресурсы).

Разработка типовых дефектных ведомостей и технологических карт связана со значительными трудностями. В первую очередь, это обуславливается значительной потребностью в людских ресурсах и времени.

Краткосрочное планирование осуществляется на основании соответствующих годовых планов, результатов диагностики оборудования, а также актов, заключений и предписаний внутренних и внешних инспектирующих и контролирующих органов.

Планирование осуществляется на прогнозный, проектный и плановый месяцы. Основной задачей при этом является последовательное (от прогноза до плана) уточнение и детализация показателей, определенных в годовых планах. Общая логика планирования представлена на данном рисунке:

Плановые ремонты оборудования

Ответственные (главный механик, энергетик, метролог) составляют годовой план-график ремонтов на основе нормативной документации, целей производства, имеющихся ресурсов и понимания роли активов. Метролог дополнительно формирует график поверок средств измерений.

На основе годового плана определяется необходимый объем работ, услуг, материалов, запасных частей. В соответствии с годовым планом формируется план поставок материалов к необходимому сроку. Объем ремонтов определяет необходимую численность и оснащенность ремонтной службы.

Типовые этапы проведения планового ремонта:

  • Подготовка к ремонту: подготовка необходимой технической (при необходимости, договорной) документации, приобретение необходимых материалов и зап.частей, составление дефектной ведомости на основе предварительного осмотра оборудования;
  • Остановка оборудования, разборка и уточнение дефектной ведомости;
  • Замена деталей, выполнение необходимых работ, сборка оборудования;
  • Вывод из ремонта с оформлением необходимой документации и проведением необходимых процедур и испытаний.

В дефектной ведомости фиксируется фактическое состояние оборудования, объем предстоящих ремонтных работ. Ведомость можно так же использовать для проверки качества последнего ремонта.

Ремонт по состоянию

Существует возможность значительней оптимизировать затраты на ремонт и обслуживание оборудования: при условии, что вы можете оперативно определить его техническое состояние. Это стало возможным с появлением современных диагностических средств. Ряд изготовителей ориентируют свое оборудования именно на такие подходы. В этом случае, мы все равно планируем (прогнозируем) обслуживание, только сроки и объем работ уточняются в зависимости от состояния оборудования.

Мониторинг состояния оборудования позволяет предотвратить дополнительные затраты, связанные с поломками: оборудование своевременно получает необходимое обслуживание.